Адвокат

Шериев Ахмед Назирович


Адвокат Адвокатской Палаты г. Москвы
Уголовные и гражданские дела
Арбитражный процесс
Договорное право
Обслуживание юридических лиц
Тел.:

8 909 904-77-91

Адрес: 127051, г.Москва, ул.Садовая-Каретная д.24/7, 2 этаж, офис 10
Проезд: карта на Яндекс
Часы работы: Запись на прием по телефону 8 909 904-77-91

Новое в законодательстве / Правосудие

24.06.2019-30.06.2019

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 19 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции"
Верховным Судом РФ обновлены разъяснения особенностей применения кассационного порядка пересмотра вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений
Постановление издано в связи с началом деятельности кассационных судов и апелляционных судов общей юрисдикции, а также кассационного и апелляционного военных судов. Обращено внимание судов на то, что статьей 401.3 УПК РФ предусмотрены два порядка производства в суде кассационной инстанции: с назначением судебного заседания без предварительного решения судьи о передаче кассационных жалобы, представления для их рассмотрения в судебном заседании (порядок сплошной кассации); с предварительным решением судьи о передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании (порядок выборочной кассации). Определены виды решений, которые могут быть пересмотрены в порядке сплошной и выборочной кассации. В соответствии с общим правилом проверка законности обжалуемого судебного решения осуществляется по доводам кассационных жалобы, представления. Однако следует учитывать, что суд кассационной инстанции не связан этими доводами и вправе проверить производство по уголовному делу в полном объеме. В ходе судебного разбирательства в порядке сплошной и выборочной кассации суд вправе выйти за пределы доводов жалобы и представления как относительно лица, в отношении которого ставится вопрос о пересмотре судебного решения, так и в отношении других осужденных по тому же уголовному делу в ревизионном порядке. При этом следует принять меры к извещению лиц, интересы которых затрагиваются с учетом пределов проверки судом уголовного дела. Если при подаче кассационной жалобы, представления в порядке как сплошной, так и выборочной кассации заявителем пропущен годичный срок, в течение которого при пересмотре судебного решения допускается поворот к худшему, то он восстановлению не подлежит вне зависимости от причины его пропуска. Решение о повороте к худшему не может быть принято судом кассационной инстанции по истечении годичного срока и в тех случаях, когда в порядке сплошной кассации постановление о назначении судебного заседания либо в порядке выборочной кассации постановление о передаче кассационных жалобы, представления на рассмотрение суда кассационной инстанции было вынесено до его истечения. Круг оснований для отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке ввиду неправильного применения уголовного закона или существенного нарушения уголовно-процессуального закона в отличие от производства в апелляционной инстанции ограничен лишь такими нарушениями, которые повлияли на исход уголовного дела, в частности на вывод о виновности, на юридическую оценку содеянного, назначение судом наказания или применение иных мер уголовно-правового характера и на решение по гражданскому иску. С даты начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции (кассационного военного суда) признано утратившим силу аналогичное Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 2.

Обзор судебной практики по делам, рассмотренным Арбитражным судом Московского округа в порядке приказного производства
Обобщена практика арбитражных судов Московского округа по делам, рассмотренным в порядке приказного производства
В обзоре приведены, в частности, следующие выводы:
- факт оплаты задолженности после выдачи судебного приказа судом первой инстанции не является основанием для его отмены, доказательства оплаты могут быть представлены на стадии исполнительного производства;
- в случае выдачи судебного приказа в отношении погашенной задолженности права должника не являются нарушенными, данное обстоятельство может быть учтено в ходе исполнения судебного приказа;
- не является бесспорным требование о взыскании взноса на капитальный ремонт многоквартирного дома в том случае, если к заявлению о выдаче судебного приказа не приложен платежно-расчетный документ с указанием сумм, подлежащих уплате, реквизитов для такой уплаты и оснований;
- заявление о выдаче судебного приказа подлежит возврату в случае, если в отношении должника введена процедура несостоятельности (банкротства);
- судебный приказ о взыскании штрафа подлежит отмене в том случае, когда на момент его вынесения признано незаконным решение о привлечении к ответственности, явившееся основанием для выдачи такого приказа;
- при подаче заявления о выдаче судебного приказа подлежат применению правила о договорной подсудности, и в том случае, когда соглашением сторон определена подсудность только искового требования.

17.06.2019-23.06.2019

Постановление Конституционного Суда РФ от 13.06.2019 N 23-П "По делу о проверке конституционности части третьей статьи 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Б.А. Сотникова"
Правовой статус лица как потерпевшего устанавливается исходя из фактического его положения и лишь процессуально оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда о признании потерпевшим, но не формируется им
Конституционный Суд РФ признал часть третью статьи 6.1 УПК РФ не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она позволяет при определении разумного срока уголовного судопроизводства для лица, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (признанного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке потерпевшим), не учитывать период со дня подачи им заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела об этом преступлении в случаях, когда производство по данному уголовному делу завершилось постановлением обвинительного приговора. Конституционный Суд РФ, в частности, указал следующее. Уголовно-процессуальный кодекс РФ называет потерпевшим физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации и предусматривает, что решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда, а если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице. Поскольку преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, каковым признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий (статья 9 УК РФ), а сами вредные последствия в виде физического, имущественного, морального вреда возникают с момента их причинения конкретному лицу (или с момента, когда лицу стало об этом известно), такое лицо, по существу, является потерпевшим в силу самого факта причинения ему преступлением вреда, а не вследствие вынесения решения о признании его потерпевшим. Следовательно, лицу, которому запрещенным уголовным законом деянием причинен вред, должна обеспечиваться реальная судебная защита в форме восстановления нарушенных преступлением прав и свобод, в том числе возможность осуществления права на судопроизводство в разумный срок согласно законодательно закрепленным критериям определения разумности срока судопроизводства, имея в виду, что такая возможность зависит как от своевременности, тщательности, достаточности и эффективности мер, предпринятых для объективного рассмотрения соответствующих требований, так и от продолжительности досудебного производства, включая период со дня подачи заявления о преступлении и до момента возбуждения уголовного дела и вынесения постановления о признании лица, подавшего заявление, потерпевшим. Между тем часть третья статьи 6.1 УПК РФ - в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, - исключает из оценки разумности срока уголовного судопроизводства в случаях, когда производство по уголовному делу завершилось обвинительным приговором, продолжительность стадии возбуждения данного дела (проверки заявления о преступлении), что приводит к нарушению конституционных прав лица, которому преступлением причинен вред. Федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование судебной защиты права граждан на судопроизводство в разумный срок изменения, направленные на уточнение порядка определения для потерпевших от преступлений момента начала исчисления разумного срока уголовного судопроизводства. Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при определении разумного срока уголовного судопроизводства для лица, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред (признанного в установленном уголовно-процессуальным законом порядке потерпевшим), если производство по уголовному делу завершилось обвинительным приговором, следует руководствоваться положениями части третьей.3 статьи 6.1 УПК РФ.

03.06.2019-16.06.2019

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 14.01.2019 N 1-КЭ "Об отсутствии конфликта интересов в случае замещения супругами должностей федеральных судей в одном субъекте Российской Федерации - в суде общей юрисдикции и арбитражном суде"
Само по себе то обстоятельство, что один из супругов осуществляет правосудие в суде общей юрисдикции, а другой - в арбитражном суде округа, действующем в том же субъекте РФ, не порождает конфликт интересов
Из содержания абзаца второго пункта 8 статьи 5 и подпункта 11 пункта 1 статьи 14 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" следует однозначный запрет на замещение должности судьи в конкретном суде лицом, состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. Часть 3 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" в составе единой судебной системы РФ выделяет систему федеральных судов общей юрисдикции (кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды) и систему федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды). Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, и суды, образующие систему федеральных арбитражных судов, разграничены установленной процессуальным законодательством предметной компетенцией и не связаны между собою инстанционной подчиненностью. Поэтому само по себе то обстоятельство, что один из супругов осуществляет правосудие в суде общей юрисдикции (в частности, в должности заместителя председателя верховного суда республики), а другой - в арбитражном суде округа, действующем в том же субъекте РФ, не порождает конфликт интересов в значении, определяемом Законом о статусе судей, и не создает потенциальной опасности нарушения требований, предъявляемых к поведению судьи Кодексом судейской этики.

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 22.05.2019 N 4-КЭ "О праве судьи, пребывающего в отставке, являться учредителем, председателем, членом региональной общественной организации, не связанной с организацией судейского сообщества"
Судья в отставке при соблюдении ряда условий вправе быть учредителем, председателем или участником региональной общественной организации
Запрет судье участвовать в иных некоммерческих общественных объединениях, кроме политических партий, федеральным законодательством не установлен. Кодекс судейской этики, регламентируя участие судьи в общественной деятельности, прямо закрепляет право судьи состоять в качестве члена в некоммерческих общественных, в том числе профессиональных, благотворительных и иных подобных организациях. При этом от судьи требуется соблюдение установленных ограничений. Эти положения Кодекса судейской этики в равной мере распространяются и на судей, пребывающих в отставке. Общественная организация является одной из организационно-правовых форм общественного объединения. Федеральное законодательство, не устанавливает для судей прямой запрет на вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов некоммерческих общественных организаций, за исключением иностранных организаций. Однако, принимая решение об учреждении, членстве или вхождении в состав органов управления общественной организации, судья должен оценить все потенциальные риски, которые при определенных обстоятельствах могут привести к нарушению требований профессиональной этики. В частности, следует учитывать не только заявленные уставом цели общественной организации, но и конкретные формы ее работы. В случае, если судья, судья в отставке является председателем или входит в состав коллегиального исполнительного органа региональной общественной организации, уставом которой предусмотрено осуществление деятельности, приносящей доход, возникает угроза нарушения ограничений, предусмотренных Законом о статусе судей. С тем, чтобы обеспечить соблюдение ограничения на участие судьи в "иной политической деятельности", судья должен соотносить свое участие в деятельности общественной организации с положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", определяющими критерии признания некоммерческой общественной организации, участвующей в политической деятельности. Необходимо также учитывать положения Кодекса судейской этики, в силу которых судья в отставке обязан сохранять лояльность к судебной власти воздерживаться от публичных заявлений или замечаний, которые могут причинить ущерб интересам правосудия, его независимости и беспристрастности. Допускаемое Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики участие судьи в деятельности некоммерческой общественной организации, осуществляемое на безвозмездной основе, не влияет на право пребывающего в отставке судьи получать назначенное ему ежемесячное пожизненное содержание. Если же соответствующая деятельность является оплачиваемой, то согласно Закону о статусе судей, осуществлять ее судья, пребывающий в отставке, вправе только при наличии стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо по достижении возраста 55 лет (для женщин - 50 лет). В любом случае судья всегда обязан самостоятельно определять соответствие своей деятельности публично-правовому статусу судьи и требованиям Кодекса судейской этики.

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 22.05.2019 N 5-КЭ "О праве судьи в отставке замещать должность ведущего контролера по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней в региональной Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения "Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации"
Пребывающий в отставке судья со стажем работы в должности судьи не менее 20 лет и/или достигший соответствующего возраста может занимать в государственном учреждении любую должность
Сообщается, что согласно Положению о региональной Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ "Пробирная палата России" (далее - госинспекция), утвержденному Приказом ФКУ "Пробирная палата России" от 13.03.2018 N 65, госинспекция является филиалом ФКУ "Пробирная палата России". Должность ведущего контролера по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - ведущий контролер) является штатной единицей госинспекции; ведущий контролер назначается на эту должность и освобождается от нее приказом начальника госинспекции; кандидат на должность ведущего контролера должен иметь высшее техническое или экономическое образование. В соответствии с Законом РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 лет (для женщин - 50 лет), вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта РФ, может быть назначен на должность уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью. Других ограничений по видам должностей, которые судья в отставке вправе замещать в названных органах, учреждениях, объединениях, законодательство, регулирующее статус судьи, не устанавливает. Таким образом, пребывающий в отставке судья при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет и/или достигший соответствующего возраста, может занимать в государственном учреждении любую должность.

Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 22.05.2019 N 6-КЭ "О праве судьи в отставке замещать должность председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования"
Судья, пребывающий в отставке, вправе замещать муниципальную должность руководителя контрольно-счетного органа муниципального образования независимо от возраста и судейского стажа
Разъясняется, что общее правило о праве судьи, пребывающего в отставке, замещать должности муниципальной службы независимо от возраста и судейского стажа закреплено в Законе РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей). Никаких исключений из этого правила в отношении должностей государственной и муниципальной службы в контрольно-счетных органах субъектов РФ и муниципальных образований Законом о статусе судей не установлено. В соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муниципального образования назначаются граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования для этих должностных лиц могут быть установлены дополнительные требования к образованию и опыту работы. Федеральный закон не содержит положений, исключающих замещение названных должностей судьями, пребывающими в отставке. То обстоятельство, что руководитель контрольно-счетного органа муниципального образования в силу должностных обязанностей представляет контрольно-счетный орган, в том числе в случае участия данного органа в рассматриваемом судом деле, не образует нарушения запретов и ограничений, установленных для судей, пребывающих в отставке. В тех случаях, когда полномочия лица представлять юридическое лицо без доверенности основаны на законе либо положениях учредительных документов юридического лица, имеет место законное представительство, осуществление которого допускается Законом о статусе судей. Постановлением Президиума Совета судей РФ от 27.06.2016 N 518 разъяснено, что в период замещения судьей, пребывающим в отставке, независимо от возраста и судейского стажа государственных должностей, должностей государственной и муниципальной службы, наряду с оплатой на замещаемых должностях сохраняется назначенное судье ежемесячное пожизненное содержание. Таким образом, судья, пребывающий в отставке, независимо от возраста и судейского стажа, вправе замещать муниципальную должность руководителя контрольно-счетного органа муниципального образования. Вместе с тем судья в отставке при замещении любой должности государственной или муниципальной службы должен самостоятельно оценивать все свои конкретные действия с точки зрения соответствия их требованиям федерального законодательства, регулирующего статус судьи, и Кодекса судейской этики.

Разделы

Сайт разработан и сопровождается компанией АРТИКС - системы консультант плюс.
© 2018 RLAW.RU
Шериев Ахмед Назирович